SpaceX испытывает сверхтяжелую ракету-носитель

chick
От chick
6 Мин Чтения

В прошлый четверг SpaceX успешно провела самый значительный на сегодняшний день испытательный запуск своей тяжелой ракеты-носителя. На ракете установлено 33 двигателя Raptor 2. Во время испытания сработал 31 из них. Один двигатель вышел из строя, а другой был выключен. По данным SpaceX, даже с 31 двигателем ракета все равно сможет долететь до околоземной орбиты.

Проведенные испытания еще на один шаг приблизили SpaceX к полномасштабному запуску системы Starship, которая включает в себя космический корабль на тяжелой ракете-носителе. Во время испытаний в четверг они запустили ускоритель 7, который в настоящее время находится в паре с кораблем 24, однако во время испытаний у них на площадке был только ускоритель 7 на случай катастрофического отказа. Если анализ результатов этого теста окажется успешным, SpaceX планирует запустить на орбиту полный комплект из ракеты-носителя и корабля-носителя в конце этого или в следующем месяце.

SpaceX заявляет, что у нее есть два готовых комплекта, но еще много находятся на разных стадиях сборки. Ожидается, что каждые два месяца будет производиться дополнительная пара ускорителей и кораблей. Кроме того, оба компонента полностью пригодны для повторного использования, что означает, что они могут летать многократно. Конечно, еще неизвестно, каков будет срок их службы – сколько раз сможет летать каждый компонент?

Если все пойдет хорошо, а пока все выглядит хорошо, это станет существенным дополнением к нашим возможностям в области космических полетов. Система Starship станет самой мощной ракетой из когда–либо запущенных – более мощной, чем Saturn V, чем нынешняя система космического запуска НАСА (SLS) и даже самая мощная советская/российская ракета, когда-либо разработанная. Его грузоподъемность составит более 100-150 тонн, в зависимости от желаемой орбиты. Starship также может быть сконфигурирован для перевозки 100 членов экипажа/пассажиров.

Почему SpaceX разрабатывает эту систему? Одна из причин заключается в снижении затрат на доставку оборудования на орбиту. Мы не узнаем истинную стоимость до тех пор, пока ракеты не начнут доставлять оборудование на орбиту и мы не увидим, каковы общие затраты на техническое обслуживание и насколько они пригодны для повторного использования. Но, по оценкам, стоимость доставки на НОО составляет от 1500 до 2500 долларов за килограмм груза. Это удивительно. В начале программы “Спейс шаттл” затраты на доставку предметов на орбиту составляли более 100 000 долларов. На протяжении всей программы затраты резко снизились, составив около 54 000 долларов за килограмм. Стоимость коммерческих ракет в период с 1970 по 2000 год составляла в среднем около 18 000 долларов за килограмм. SpaceX еще больше снизила цены на свои ракеты многоразового использования, примерно до 5000 долларов за килограмм. Starship продолжит эту тенденцию.

Сравните это с системой SLS. Программа Artemis будет рассчитана на запуск одной ракеты в год, и эта ракета не будет использоваться повторно. Стоимость одного запуска составит около 4 миллиардов долларов. Это не является устойчивой системой, и она никогда не предназначалась для этого. Она предназначалась для того, чтобы вернуть нас на Луну. Это впечатляющая система, но она вышла за рамки бюджета и была запущена с опозданием на несколько лет (как и большинство подобных программ). Компания SpaceX применила совершенно иной подход. Starship был спроектирован таким образом, чтобы он был экономичным и многоразовым, чтобы быть устойчивой системой для доставки большого количества материалов и людей в космос.

Что подводит меня к следующему вопросу – для чего на самом деле предназначен Starship? SpaceX хочет, чтобы система Starship была универсальной и имела множество возможных применений. Традиционно ее можно использовать для дешевой доставки большого количества материалов на LEO. Это, вероятно, будет его основной функцией на некоторое время и, по сути, окупит программу. Но корабль также достаточно мощный для работы в глубоком космосе. Это означает, что он может долететь до Луны. Будет ли он использоваться для этой цели, зависит от того, насколько успешно будет реализована программа Artemis. Если мы хотим постоянно находиться на Луне, нам понадобится что-то вроде Starship. SpaceX также заключила контракт с NASA на перепрофилирование Starship в лунный посадочный модуль (я до сих пор не уверен, как это будет работать).

SpaceX также заявляет, что космический корабль Starship может быть сконфигурирован для перемещения по Земле от точки к точке, доставляя, например, 100 пассажиров из Нью-Йорка в Токио за 45 минут. Лично я сомневаюсь, что это когда-либо произойдет, разве что в качестве демонстрации. Такие вещи всегда трудно предсказать, но если бы мне пришлось, я бы сказал, что рынка будет недостаточно, чтобы сделать это приложение прибыльным.

Остается еще одно направление в дальнем космосе – Марс. Космический корабль достаточно мощный, чтобы доставлять грузы и людей на Марс. Маск заявил, что хочет, чтобы человечество было “многопланетным видом”. По-прежнему существует много скептицизма по поводу возможности создания поселения на Марсе. Это, безусловно, будет чрезвычайно сложной задачей, и мы в принципе не можем сделать это прямо сейчас.  Даже доставить людей на Марс будет непросто, учитывая радиационное облучение. Оказавшись на поверхности Марса, мы подвергнемся еще большему радиационному воздействию.

Как я уже говорил ранее, нам необходимо разработать множество технологий, чтобы сделать поселение на Марсе устойчивым, но все они выполнимы. Я не знаю, сможет ли система Starship доставить нас на Марс, когда мы в конечном итоге будем готовы отправиться туда, но это может быть так.

В любом случае, Starship, похоже, вот–вот выйдет на орбиту. Когда это произойдет, это будет означать значительное увеличение нашего космического потенциала.

поделитесь с другом
Добавить отзыв