SpaceX заключила контракт с лунным спускаемым аппаратом

chick
От chick
5 Мин Чтения

Я смотрел “Ради всего человечества” – очень интересный сериал, представляющий альтернативную историю, в которой Советский Союз опередил США в высадке на Луну, начав длительную космическую гонку, в результате которой мы на десятилетия обогнали то, что есть сейчас. К 1980-м годам у нас была постоянная лунная база и многоразовый лунный модуль, не говоря уже о космических кораблях с ядерными двигателями. Тем временем, возвращаясь к реальности, мы приближаемся к 50-летию с тех пор, как нога человека ступала на Луну.

Но НАСА планирует вернуться на Луну и остаться там на этот раз со своей миссией “Артемида”. (В греческой мифологии Артемида была сестрой-близнецом Аполлона.) Первоначально они планировали вернуться на Луну к 2028 году, затем Трамп попросил их сдвинуть сроки до 2024 года. НАСА послушно выполнило их просьбу, но это никогда не было реалистичным, и любой, кто следил за Artemis, знал, что этого не произойдет. И теперь НАСА признает, что они не будут готовы к 2024 году. Но, вероятно, во второй половине этого десятилетия мы вернемся на Луну.

Одним из последних элементов, которые предстоит создать, является лунный посадочный модуль, который доставит людей с окололунной орбиты на поверхность Луны. НАСА наконец–то заключило контракт на строительство этого посадочного модуля с компанией SpaceX.  Они не скрывают причины. Безусловно, SpaceX предложила самую низкую цену. Отчасти это объясняется тем, что вся миссия SpaceX заключается в удешевлении космических полетов, главным образом за счет использования как можно большего количества многоразовых деталей. С этой целью они усовершенствовали технологию вертикальной посадки ракет. Видеозаписи приземления ракет Falcon после запуска спутников по-прежнему потрясают. Компания SpaceX также получила высокую оценку за то, что их капсула Dragon с экипажем действительно доставляет людей в космос, и они доставляли астронавтов на МКС. Наконец, SpaceX уже разрабатывает дизайн своего звездолета, который ляжет в основу нового посадочного модуля, который НАСА называет Human Landing System (HLS).

Интересно, что недавний независимый анализ показал, что наиболее эффективной (только с точки зрения эффективности) системой посадки с использованием деталей, не подлежащих повторному использованию, была система Apollo – двухэтапный подход с посадочным модулем и модулем подъема. Однако, если вы используете возобновляемый посадочный модуль, то наиболее целесообразным является одноступенчатый подход. Это соответствует философии SpaceX, поэтому неудивительно, что они придерживаются такого подхода. Мне действительно интересно, собираются ли они использовать настоящий космический корабль, только что оборудованный для посадки на Луну, или они собираются создать новую, уменьшенную версию? Если первое, то кажется немного странным, что частью системы HLS является корабль, способный (теоретически) выполнить всю миссию, от поверхности Земли до поверхности Луны. Таково видение Маска: один этап до пункта назначения для максимального повторного использования.

Это заставляет меня задуматься, не случайно ли это. НАСА планирует использовать систему космического запуска (SLS), на борту которой находится капсула Orion, которая является их капсулой для глубокого космоса, для полета на Луну. Там капсула Orion состыковывается с Lunar Gateway, постоянной орбитальной лунной станцией. А с космодрома Гейтвей они доставят HLS на поверхность Луны. Разработка SLS продвигается и проходит предварительные испытания, но она подверглась критике за превышение бюджета. Также остается неясным, что произойдет с новыми приоритетами новой администрации.

Похоже, что SLS действительно собирается лететь. Первая миссия – испытательный полет на Луну и обратно без экипажа – запланирована на ноябрь этого года. Если все пройдет хорошо, и SLS будет работать без каких-либо сбоев, то прошлая критика может быть забыта. Но даже в случае успеха это дорогостоящая система, уязвимая для изменения политических приоритетов (что всегда сопряжено с риском для НАСА и, опять же, вполне оправдывает идею “Для всего человечества”). Поэтому я хотел бы знать, был ли выбор в пользу SpaceX и Starship способом подстраховаться. Что, если, в конце концов, Starship сможет доставлять астронавтов на планируемую лунную базу дешевле, чем SLS-Orion?

Все это происходит в то время, когда НАСА сознательно сотрудничает с частными космическими компаниями, что является частью их заявленного плана. Идея заключается в том, что НАСА сосредоточится на новых технологиях и новых исследованиях, в то время как частные компании будут осваивать проверенные территории, такие как низкая околоземная орбита. Возможно, Луна может перейти в ведение частных компаний гораздо быстрее, а НАСА сосредоточится на Марсе. Но если Маск добьется своего, частные компании могут опередить НАСА на пути к Марсу.

Сотрудничество между государственным и частным секторами кажется отличной моделью для развития нашей космической инфраструктуры, но эта модель быстро развивается. Я думаю, что все это хорошо для космических путешествий, но из-за этого трудно предсказать, что произойдет. 2020-е годы станут интересным временем для любителей космоса.

поделитесь с другом
Добавить отзыв