Практическое понимание предубеждений и эвристик, которые использует наш мозг для осмысления мира, имеет решающее значение для нейропсихологического смирения и метапознания. Они также помогают нам лучше понимать мир и, следовательно, принимать правильные решения. Вот забавный пример. Допустим, вы увеличиваете скорость движения с 40 миль в час до 60 миль в час на протяжении 100 миль пути. Насколько вам нужно увеличить скорость с начальной отметки в 80 миль в час, чтобы сэкономить столько же времени в пути? Это 100 миль в час или 120 миль в час?
Многие люди придерживаются линейного подхода, ложного предположения о том, что большинство систем следуют линейному пути. Это интересный вопрос о том, почему этот подход так глубоко укоренился в человеческой психологии, но исследования показывают, что это так. Другие могут руководствоваться эвристикой соотношения и считать, что скорость 60 миль в час на 50% больше, чем 40 миль в час, поэтому вам придется увеличить скорость до 120 миль в час, чтобы получить те же 50% прироста. Но это тоже неверно. Реальный ответ – 240 миль в час. Посчитайте сами. Хотя эвристический подход к соотношению кажется более разумным, в данном контексте он не работает, поскольку вы не учитываете тот факт, что при более высоких скоростях общее время в пути меньше и, следовательно, потенциальная экономия времени также меньше.
Когда линейные и относительные отклонения применяются ко времени, психологи называют это отклонением, направленным на экономию времени. Мы склонны недооценивать, сколько времени мы можем сэкономить, если начинаем движение на низкой скорости, и значительно переоценивать экономию времени, если начинаем движение на относительно высокой скорости. Это относится не только к вождению, но и к любой другой задаче. Мы считаем, что если мы увеличим скорость или эффективность, то получим существенный выигрыш, но обычно этого не происходит. В то же время мы должны понимать, что узкие места, где скорость очень низкая, дают возможность значительно повысить эффективность. Мы знаем это, но все еще склонны недооценивать последствия, особенно в отношении увеличения и без того высоких скоростей.
Поэтому в любой операции, будь то поездка за рулем, выполнение задачи на работе или повышение эффективности производства, лучше всего сосредоточиться на самых медленных компонентах. При совершенствовании и без того быстрых процессов отдача значительно снижается, и, вероятно, оно того не стоит.
Например, превышение скорости за рулем не имеет смысла с точки зрения соотношения риска и выгоды. Превышение скорости означает, что вы превышаете допустимую скорость, которая и так уже достаточно высока, так что экономия времени на самом деле незначительна. Разгон с 60 до 80 миль в час на 10-мильной дороге сэкономит вам 2,5 минуты, а дальнейшее увеличение скорости до 90 миль в час сэкономит еще 54 секунды. Из-за этого вы рискуете получить дорогостоящий и трудоемкий штраф, потратить больше бензина и попасть в аварию.
Аналогичным образом, увеличение нагрузки на и без того быстро работающих сотрудников может привести к снижению отдачи, которая не стоит затраченных усилий, и увеличению стресса, который был бы необходим.
Линейный уклон проявляется и во многих других отношениях. Когда мы думаем о развитии технологий или общества в будущем, возникает тенденция к линейной экстраполяции в будущее. Но тенденции редко бывают линейными. Технически это должно быть правдой, потому что “линейный” – это математически особый случай, когда изменения в точности одинаковы за равные промежутки времени. Но даже если допустить некоторое математическое поле для маневра, тенденции редко бывают хотя бы приблизительно линейными. Ярким примером этого является закон Мура, касающийся количества транзисторов на площади микрочипа, который приводит к приблизительному удвоению возможностей компьютера каждые 18 месяцев – 2 года. Это геометрическая прогрессия. Не все технологии соответствуют этой экстремальной тенденции, но в целом это может быть лучшим первым приближением, чем линейное допущение.
С другой стороны, проблемы, которые мы пытаемся решить, часто также не являются линейными, они становятся все более сложными по мере того, как мы пытаемся продвигать достижения все дальше и дальше. Мы столкнулись с этим при разработке технологии распознавания речи, и то же самое происходит с автомобилями с автономным управлением. Любая попытка повысить эффективность также приведет к снижению отдачи, как в плане выгод, так и в плане усилий, необходимых для достижения прогресса. Переход с КПД 80-90% может быть на порядок проще, чем переход с КПД 90-95%, что также дает меньше преимуществ. За последние два десятилетия эффективность коммерческих солнечных панелей выросла примерно с 10 до 20%. Сейчас мы пытаемся продвинуться дальше, к теоретическому максимуму для кремния, составляющему около 30%. Это оказывается сложнее, но и принесет меньше относительной пользы.
На практике нам нужно знать о линейном смещении и о том, как оно проявляется в различных контекстах, включая смещение в сторону экономии времени. Когда мы решаем, куда направить наши усилия, и проводим расчет соотношения риска/затрат и выгоды, это может оказать огромное влияние. Всегда имеет смысл сосредоточиться на низко висящих плодах – сначала решить самые простые проблемы и те, которые принесут наибольший эффект. Например, хотя я выступаю за постепенный отказ от всех видов ископаемого топлива по различным причинам, которые я подробно рассматривал ранее, я также должен признать, что переход от сжигания угля к природному газу приносит больше пользы, чем переход от природного газа к возобновляемым источникам энергии. Уголь – это низко висящий плод, который наносит наибольший вред от загрязнения окружающей среды. Постепенный отказ от использования угля принесет больше пользы, чем любые другие изменения, которые мы можем внести в энергетическую инфраструктуру, и поэтому должен иметь наивысший приоритет. (Да, я знаю, что метан – мощный парниковый газ, и его тоже нужно утилизировать, я не преуменьшаю, насколько вреден природный газ, просто не стоит недооценивать, насколько хуже уголь.)
Метапознание имеет решающее значение для точного мышления и принятия правильных решений, и линейное смещение – лишь одно из многих.